?национальная платежная система

Национальная платежная система России. Федеральный закон РФ

?Национальная платежная система

Национальная система платежных карт РФ была образована на основании Федерального закона № 112 от 5 мая 2014 года. Целью ее формирования выступает обеспечение доступности, эффективности и бесперебойности оказания услуг, касающихся перевода денежных средств. Рассмотрим далее, как действует национальная система платежных карт РФ.

Историческая справка

Создание Национальной платежной системы началось в 1990 году. В 1992 стали проводиться межбанковские расчеты с использованием элементов STB Card. К 1993 году была сформирована платежная система “Юнион кард”. К 1999 она объединила 457 банковских организаций и их подразделений. Участники системы выпустили больше 3 000 000 платежных карт.

В конце 1993 года была сформирована “Золотая корона”. К 2014 г. эта платежная система объединила порядка 87 банков, выпустивших больше 8 млн карт. В октябре 1994 года был образован Координационный комитет. Инициатива по его созданию принадлежала Московскому ГТУ Банка России.

Комитет был сформирован, прежде всего, для своевременного выявления проблем в действовавших межбанковских расчетах. Это позволило бы оказывать эффективное влияние на устранение сложностей, обеспечивать обмен мнениями с банковскими организациями, касающимися информационного взаимодействия.

В качестве одного из важнейших направлений деятельности Комитета выступало формирование и совершенствование системы пластиковых карт в Москве.

Проанализировав мировой опыт, Московский ГТУ пришел к выводу, что у РФ есть уникальная возможность, используя международную практику, прежде всего Франции, пойти по более короткому пути. Для этого необходимо было объединить усилия банковских организаций.

Московское ГТУ видело свою роль в этом процессе в координации деятельности участников на формирование единой системы карт в г. Москве. Однако большинство крупнейших банковских организаций владеет сетью филиалов, расположенных в различных регионах РФ.

При их объединении платежная система приобрела бы национальный масштаб.

Рабочая группа

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, ГТУ Москвы переместило центр своей деятельности в исполнительный орган Банка России. В Рабочей группе состояло более двадцати специалистов. Кроме непосредственно Банка России они представляли Московское ГТУ, Ассоциацию отечественных банковских организаций.

В числе членов Рабочей группы находились и крупнейшие объединения страны. К ним, в частности, относились Сбербанк, “Агропромбанк”, “Инкомбанк”, СБС-Агро” и прочие. В Рабочей группе осуществляло свою деятельность и Фед. агентство ФАПСИ.

В исполнительном органе в количественном плане преимущественно находились представители кредитных компаний.

Усилия органа были ориентированы на решение следующих задач:

  1. Разработка проекта документации Банка РФ, обеспечивающей оборот и использование пластиковых элементов для совершения денежных операций в Российской Федерации.
  2. Развитие Национальной платежной системы.

Проект документации был разработан и направлен на рассмотрение руководству Банка РФ. Впоследствии (после прекращения деятельности Рабочей группы) он был доработан и утвержден. Этот документ явился первым актом, посредством которого регулировалась Национальная система платежных карт (НСПК).

Относительно второго вопроса активная деятельность Рабочей группы пришлась на середину 1996 года. В этот момент орган вышел на этап разработки и формирования пилотного проекта, по которому должна была действовать Национальная система платежных карт. НСПК, по оценкам экспертов Мирового валютного фонда, потребовала бы 5 млн долларов США.

Этих средств должно было хватить на внедрение сети. По условиям Валютного фонда 50% указанной суммы выделялось непосредственно им самим, а оставшуюся половину должна привлечь РФ из своих источников. Кредитные компании, которые присутствовали в составе Рабочей группы на тот момент, готовы были финансировать 50% проекта.

Свое согласие они подтвердили официальными письмами. Но, поскольку руководство Банка РФ решило сосредоточить свои силы на разработке других направлений развития платежной системы, к середине 1996 года функционирование других органов при Международном комитете, а также непосредственно самой Рабочей группы было прекращено.

Усилия управления были прежде всего ориентированы на формирование проектов по переводам крупных сумм и массовых операций с деньгами.

2000 годы

Для того чтобы Национальная платежная система России начала функционировать, была необходима нормативная база. На момент начала разработки проектов ее не было. В этой связи в начале 2000 гг. был принят ряд законов. Однако в процессе утверждения норм было потеряно несколько важных пунктов.

На следующей стадии задача по финансированию проекта уже не стояла. Однако банки не могли прийти к единому мнению о том, кто именно будет получать с него прибыль. Огромный рынок уступать ни одна организация не хотела. Этот сектор приносил значительные доходы с комиссий по проведению транзакций.

Пока российские банки договаривались, рынок был разделен международными системами платежей “Мастер-кард” и “Виза”. Некоторые отечественные финансовые компании сформировали партнерские группы. Клиенты этих банков обслуживались в банкоматах всего объединения. Крупнейшей группой считается “Объединенная расчетная сеть”.

В ней участвуют банкоматы порядка 100 банков.

Национальная платежная система России: следующий этап

В 2010 году проводилась разработка Федерального закона, регулировавшего предоставление муниципальных и государственных услуг. Его нормы предусматривали, что начнет действовать Национальная платежная система России, и будет запрещена обработка отечественных транзакций за рубежом.

Однако на этот факт обратили внимание члены американского посольства в Москве. Им стало ясно, что в случае оставления законопроекта без изменений компании “Мастер-кард” и “Виза” потеряют рынок с доходом порядка 4 млрд долл. США.

По этому поводу послами была составлена депеша, обращенная к высокопоставленным государственным служащим Америки. В тексте сотрудники рекомендовали воспользоваться встречами с коллегами из РФ с целью оказания на последних давления для изменения законопроекта.

Таким образом обеспечивались бы гарантии защиты интересов американских компаний, исключалась возможность нанесения им ущерба. В опубликованном акте отсутствовал запрет на обработку отечественных транзакций за границей.

Он был принят в 2011 году. ФЗ “О Национальной платежной системе” описывает сеть как совокупность операторов, осуществляющих переводы денежных средств. В Законе устанавливаются основные понятия, регулируется порядок оказания соответствующих услуг.

Нормативный акт определил правила, по которым должна функционировать Национальная платежная система. Структура сети формировалась на основании изложенных в законе требований. Вместе с этим был определен порядок, по которому осуществлялся бы надзор и координирование.

Однако ФЗ не предусматривал создания системы отечественных платежных карт и запрета на обработку транзакций РФ за рубежом.

Важные решения

Они были приняты в 2011 году. Эти решения касались создания электронной универсальной карты, исключающих участие в этом процессе международных систем “Мастер-кард” и “Виза”. При этом Сбербанк пообещал предпринять меры по нейтрализации “лоббистов указанных сетей в органах власти РФ”.

К началу 2013 года ЦБ сформировал реестр операторов. В эту базу были внесены все платежные системы, которые работали в России. В их числе были выделены те, которые имели особую социальную значимость.

К ним, в частности, были отнесены: Contact, сети “ВТБ” и Сбербанка, “Золотая корона”, “Мастер-кард”, “Виза”.

2014 г

В марте указанного года США против РФ введены санкции в связи с включением в состав последней Крыма. “Мастер-кард” и “Виза” второй раз в истории прекратили обслуживание карт ряда отечественных банков в некоторых банкоматах и торговых точках международной сети.

В этой связи снова встал вопрос о том, что в РФ должна быть своя Национальная платежная система. России необходима собственная сеть, независимая от состояния отношений на мировой арене. В этой связи была начата подготовка ряда поправок в принятый Закон.

Они должны были способствовать информационному и инфраструктурному замыканию процесса осуществления переводов денежных сумм внутри РФ. Это означает, что клиринговые и операционные центры – субъекты Национальной платежной системы – должны находиться непосредственно на территории страны.

Вместе с этим, в Законе предусматривается запрет на предоставление доступа и передачу информации зарубежным странам к сведениям о внутригосударственных транзакциях в РФ. В конце марта 2014 года началось активное обсуждение реализации необходимых мероприятий. Президент В. В.

Путин одобрил формирование Национальной системы, распорядившись как можно быстрее приступить к ее разработке и внедрению.

Источник: http://.ru/article/196423/natsionalnaya-platejnaya-sistema-rossii-federalnyiy-zakon-rf-o-natsionalnoy-platejnoy-sisteme

Национальная платёжная система — вся правда

Национальная платёжная система — вся правда     

Конечно, экономические санкции, какими бы смехотворными они ни были, это не есть хорошо. Неизвестно, как далеко зайдёт решимость Европы. С другой стороны, санкции стали для наших государственных мужей волшебным пенделем.

Мужи зашевелились, почесали затылки и взялись за решение важных, давно назревших, но вечно откладываемых до лучших времён проблем. Один из таких вопросов — национальная платёжная система. Долгое время мечты о НПС представлялись всего лишь мечтами, ибо вопрос сложный, требующий долгой кропотливой работы и дорогостоящий.

Санкции придали нашим политикам решимости. Я наблюдаю, как мечта о НПС потихоньку становится реальностью.

Зачем нам Национальная платёжная система?

Я не буду сейчас обсуждать плюсы и минусы пластиковых денег. Я сама не фанат пластика. Но регулярно пользуюсь картой. Чтобы купить билет на концерт или на поезд в интернете. Чтобы положить денег на телефон, когда выходить из дома лень, а позвонить надо.

Моей маме тяжело стоять в очередях, она платит за услуги ЖКХ картой. Я не одна такая. Рынок оплаты услуг и товаров пластиковыми картами в России растёт не по дням, а по часам. За прошлый год объём таких операций увеличился с 3.6 трлн. рублей до 5.1 трлн. руб.

На 41.4%! А теперь представьте, что карты вдруг станут в прямом смысле бесполезными кусками пластика. Экономический ущерб — раз. Психологический ущерб — два.

Деньги ничем не защищены, остаётся хранить их в носках, где инфляция будет потихоньку съедать ваши сбережения.

85% транзакций по пластиковым картам проводятся двумя международными платёжными системами (МПС) — MasterCard и Visa. Наши деньги в буквальном смысле находятся под контролем американцев и европейцев. Которые прекрасно пользуются пластиковой зависимостью в своих целях, в том числе политических.

Карта в вашем кошельке — это инструмент политического давления. По приказу казначейства США были блокированы банковские карты, выпущенные в Сирии и Югославии.  Да что далеко ходить. С Россией это случилось уже дважды. Первый раз во время дефолта в 1998 году.

Тогда блокировка карт была вызвана экономическими причинами. И второй  в марте этого года. Причины — сугубо политические. Цель — заставить Россию плясать под дудку США и Европы. НПС даст России как государству финансовую и экономическую независимость — раз.

НПС защитит наши деньги от американских и европейских политиков — два.

Информация о всех транзакциях по картам обрабатывается на терминалах МПС. Данные о наших с вами платежах хранятся за рубежом. Если в России будет собственная платёжная система, вся финансовая информация будет оставаться внутри страны.

За любую транзакцию снимается комиссия. Ежегодно за счёт транзакций в России MasterCard и Visa получают  около 4 млрд. долларов. Лакомый кусочек. Если у нас будет НПС, прибыль с транзакций достанется российским компаниям. Деньги останутся внутри страны. К слову, MasterCard и Visa прекрасно это понимают и чутко блюдут свой интерес.

В 2009 году началась разработка законопроекта «О национальной платёжной системе». В 2010-м на сайте WikiLeaks появилась секретная депеша от сотрудника посольства США в Москве Маттиаса Митмена. Митмен посчитал потенциальные убытки Америки и рекомендовал правительству США оказать давление на российских чиновников. В том году законопроект так и не был принят.

Его приняли только в следующем году в неузнаваемом виде, где выгоды МПС остались неприкосновенными.
Итак, НПС нужна не только государственным мужам. Не только для поднятия патриотического духа. НПС нужна и нам с вами с чисто практической точки зрения  безопасности наших денег.

Создание НПС — это необходимость, которую наши чиновники, наконец, осознали.

История вопроса

Вы удивитесь, но работа над созданием НПС ведётся более 10 лет. История похожа на захватывающий детектив. Мечты о создании нацсистемы  появились сразу после развала СССР. Российские банки понимали, какой громадный поток денег утекает за рубеж и хотели наложить на него лапу. Воплощению мечты помешали три фактора.

Первый: российская банковская система в то время была неразвита и не могла составить конкуренцию МПС. MasterCard и Visa предлагали недорогое, качественное и доступное практически в любой точке земного шара банковское обслуживание. Их карты были дешёвым и универсальным платёжным средством.

Нашим банкам было пока не по силам переплюнуть опытные и мощные МПС. Второй: алчность. Наши банкиры так и не смогли договориться, кто будет контролировать НПС и кому, стало быть, достанется самый большой куш. Третий: создание НПС невозможно без господдержки.

Нужна адекватная законодательная база, которой на тот момент не было.

Одним из первых кандидатов на карту НПС была «Сберкарта», созданная Сбербанком в 1993 году. Это было логичное и естественное решение, ведь государству проще работать с госбанком.

Но «Сберкарту» принимали считанные магазины и немногие банкоматы. Большинство банков, понимая, что самый большой кусок пирога достанется Сберу, не захотели принимать участие в проекте.

«Сберкарта» сильно проигрывала МПС и бесславно погибла, оставив о себе недобрую память.

В 2009-м началась разработка проекта «О национальной платёжной системе». На роль оператора претендовали  Сбербанк, ВТБ и Внешэкономбанк. Затея провалилась. Российские банки снова не смогли договориться.

Это было на руку США, которые, как  мы помним, оказали давление на российских чиновников, защищая интересы своих МПС. В законе 2011-го не было ни строчки о национальной системе платёжных карт. Фактически, закон ничего не изменил.

 МПС по-прежнему контролировали российский рынок платёжных систем.

Сбер запустил новый проект — Универсальная Электронная Карта (УЭК). На карту в буквальном смысле поставили многое. Ещё бы, УЭК была очень амбициозным проектом.

Она объединяла в себе: идентификационное удостоверение и электронную подпись (замена паспорту), медполис, пенсионное свидетельство, электронный кошелёк и проездной.

По ней можно было заказать и оплатить разнообразные госуслуги, типа записать ребёнка в детский сад, зарегистрировать брак, оплатить коммуналку, заплатить налоги, даже внести рацпредложение в ГосДуму, и всё это не отрывая попу от стула. Чудо, а не карта. И снова пшик.

Российские производители не сумели освоить производство чипов для УЭК в срок. Пришлось выпускать на основе импортных процессоров. Сбер, стремясь установить контроль над системой УЭК, лишил карту большинства полезных функций, в частности, продавил отказ от МПС-примочек.

В 2013-м россияне всё же получили карту в сильно кастрированном виде. Карта позволяет зарегистрироваться на портале госуслуг и оплачивать покупки в немногочисленных магазинах, которые работают с ПРО100 (платёжная система Сбера). И всё. К тому же из-за бюрократических проволочек карту нужно ждать 2-3 месяца. В общем, преимущества МПС перед УЭК для обычного россиянина бесспорны.

Весной 2012 года была предпринята ещё одна попытка родить НПС.

Создали «Национальный платёжный совет», некоммерческое партнёрство, куда вошли крупнейшие банки страны: ВТБ, Сбер, «Промсвязьбанк», «Золотая корона», «Альфа-Банк» и т.д. Проект продержался только до ноября.

«Золотая корона» обвинила совет в лоббировании интересов крупных банков,  в необоснованном раздувании зарплат ведущих участников совета и со скандалом вышла из состава.

Я не хочу обвинять во всём Сбер. Тут целый клубок интересов разных игроков — от того же Сбера до США. Экономические санкции сыграли роль того самого петуха из известной русской пословицы. Конечно, о шкурных интересах никто не забыл, но дело, кажется, сдвинулось с мёртвой точки.

Что сделано уже сейчас?

Работа над НПС должна вестись на двух фронтах: на законодательном и банковском. Сначала посмотрим, что творится на законодательном фронте. Как мы помним, без господдержки НПС работать не будет.

Сейчас Федеральный закон «О национальной платёжной системе» описывает нацсистему как совокупность операторов по переводу денежных средств, определяет основные понятия и регулирует  работу платёжных систем.

Планируется внести в Закон две очень важные поправки.

Первая: запретить обработку российских транзакций за рубежом, запретить операторам прекращать оказание услуг  в одностороннем порядке, как это сделали в марте Visa и MasterCard.  Собственно деятельность МПС в России никто не запрещает.

Однако, если  MasterCard и Visa хотят сохранить свои миллиардные прибыли в России, они будут вынуждены создать расчётные центры внутри РФ. Таким образом, закон защищает нас от банковского рубильника в США. Для МПС поправка чревата колоссальными тратами. MasterCard  обслуживает всего два процессинговых центра, один из которых резервный.

Visa использует 4 центра. Средний процессор для крупного банка стоит около миллиона долларов. Процессинговый центр для целой страны обойдётся в сто миллионов долларов, а то и больше. Конечно, МПС могут просто отказаться от обслуживания россиян.

Мы с вами сразу окажемся в 90-х, когда банковская карта нужна была только для того, чтобы снять зарплату в банкомате. С другой стороны, добровольно расстаться с 4 млрд. долларов ежегодно? Сомнительно.

Вторая поправка: создание национальной системы платёжных карт. Реальной системы, а не пустышек вроде УЭК или «Сберкарты». Путин уже дал поручение за месяц решить этот вопрос. НПС планируется строить в два этапа.

Сначала объединить существующие российские платёжные системы, чтобы уже выпущенные карты работали на всех терминалах российских банков. Иными словами, замкнуть денежные потоки в России. Это покроет 90% всех наших электронных платежей. Первый этап займёт два-три месяца.

Второй этап — создание самостоятельного расчётного центра. На это потребуется около полугода.

Самый болезненный вопрос — кто же будет оператором НПС? Кому достанется контроль над мощными денежными потоками в России? Греф, глава Сбербанка, предлагает на эту роль печально известную УЭК. Плюсов два: дёшево и быстро.

 У Сбера как бы уже всё готово: достаточно мощный расчётный центр, банкоматы и терминальная сеть. Остаётся только подключить к системе  остальные банки. Греф считает, что это можно сделать за 3 месяца. Минус в том, что остальные банки, по сути, должны отдать своих клиентов Сберу.

Сбер станет монополистом на рынке. Конкуренции придёт конец. Ясное дело, никто на это не пойдёт.

Вариант второй: сделать оператором независимую, некоммерческую организацию. Учредить её должны будут сами банкиры и платёжные системы, в том числе и МПС. ПРО100 можно использовать в качестве базы, но при условии, что банки будут иметь равные доли, а регулировать всё это дело будет Центробанк. Вариант устраивает всех игроков, кроме Сбера. Минусы: дорого и сложно.

Иностранные карты с российского рынка, как я уже говорила, никто выгонять не собирается. Суть идеи не в том, чтобы показать нос Америке любой ценой. Цель — обезопасить деньги российских граждан на случай политических и любых других скандалов.  Поэтому на первых порах НПС будет исключительно внутрироссийской.

Планы у чиновников грандиозные: в случае успеха на карту НПС переведут всю систему госплатежей. Это значит, что пенсии и зарплаты бюджетникам будут начислять на карту. Электронные паспорта, которые начнут выдавать в 2016 году, будут подключены к НПС.

Идея УЭК продолжает кружить головы законотворцев J И наконец, нашу карту хотят сделать международной. Дело сложное, но не невозможное. Первым шагом, возможно, будет объединение российской НПС с китайской UnoinPay, уже сложившейся и продвинутой системой.
Надеюсь, в этот раз всё получится.

У белорусов ведь получилось: с 1994года они пользуются БЕЛКАРТой. Наши чиновники уже  и логотип выбрали — знак рубля.

А что вы думаете о российской НПС?

Источник: http://droplak.ru/?p=1706

Национальная платежная система

Национальная платежная система

В связи с событиями вокруг кризиса на Украине, западные страны регулярно принимают те или иные санкции в отношении России.

И одной из таких санкций стала блокировка пластиковых карт нескольких российских банков, обслуживаемых платёжной системой MasterCard и знаменитой Visa. Случилось это не так давно – в марте.

Из-за блокировки клиенты подвергшихся санкциям банков лишись возможности проводить любые операции вне своих финансовых учреждений.

Другими словами, обналичить денежные средства с карты в собственном банкомате конкретного банка было можно, но оплатить картой покупку или снять деньги в каком-то другом банкомате уже было невозможно.

Немного позже блокировка была снята, однако, до сих пор то и дело появляются новости о приостановлении операций по картам того или иного банка.

В такой ситуации в сети то и дело стали появляться новости о национальной российской платёжной системе.

Для компании «Visa Inc» карточки НПС России обернутся потерей $50 млн

В проект о развитии российской системы платежей с помощью пластиковых карт в начале февраля был внесен пункт об обеспечении жителей страны, которые с экономической точки зрения относятся к категории активных, пластиковыми карточками.

Их общее количество к началу 2019 года должно составить 120 млн. А всего планируется выпустить 224,34 млн. пластиковых карточных средств оплаты.

Такое количество составляет приблизительно половину всех карточек, которые по данным статистики эмитированы всеми банками России.

Карточки финансовый продукт, выпущенный НСПК, полностью исключает блокировку с любой стороны. Таким способом внутренние платежи избавляются от вмешательства западных платежных провайдеров.

Надежность операций не подлежит сомнению.

Пластиковые платежные карточки НСПК планирует выдавать россиянам, получающим социальные пособия, стипендии, пенсии и другие гарантированные бюджетом выплаты по безналичному расчету.

Плюс к этому оформить и получить карточку НСПК смогут россияне, получающие заработную плату за счет бюджетных средств, а также из внебюджетных фондов. Согласно статистическим данным, в финансово-кредитных учреждениях России число таких клиентов составляет приблизительно 60 млн. человек.

Она должна полностью заменить Visa и MasterCard на территории России и объединить при этом деятельность банков по выпуску пластиковых карт собственного стандарта. Более того, все эти новости возникли на основе заявлений официальных лиц о необходимости создания такой системы. Кроме этого, создание системы обеспечит независимость собственной экономики.

Но ситуация осложняется тем фактом, что сегодня 90% всех используемых банковских карточек относятся к системе Visa и MasterCard.

То есть альтернатив им на данный момент практически нет, а это значит, что подавляющее число операций по банковским картам граждан РФ так или иначе контролируются западными странами.

В некоторых новостях упоминалась информация о том, что сейчас в российском банковском сегменте есть только наработки платёжных систем, вроде «Union Card», но их доля на общем рынке минимальна.

Впрочем, сложившаяся ситуация не означает того, что на создание полноценной платёжной системы уйдёт очень много времени. Уже известно, что основным контролирующим органом новой системы станет Центробанк, а в роли технологической основы могут выступить разносторонние наработки уже существующих проектов. Впрочем, кое-что понадобится создавать с нуля.

И в первую очередь это касается самой инфраструктуры платёжной системы. Ей необходим не только качественный набор платёжных инструментов, но и специализируемые центры, выполняющие операционные, расчётные и клиринговые операции. Кроме этого, платёжной системе понадобится особая правовая база, учитывающая все механизмы взаимодействия.

Создание национальной платежной системы РФ

А вот задача контроля деятельности всех действующих операторов платёжной системы ляжет на Банк России. Но каким путём будет создаваться амбициозная национальная платежная система? Этот вопрос оживлённо обсуждается. На самом деле путей всего два. Во-первых, правительство может создать систему на основе уже существующих технологий и инфраструктуры.

Такой вариант, с одной стороны, наиболее вероятен, но с другой – он требует значительных вложений. Они объясняются необходимостью выкупа государством данной «основы». Во-вторых, система может быть создана вообще с нуля. В таком случае возможна экономия средств, но и сроки создания серьезно увеличатся.

К слову, для Visa и Mastercard создание национальной российской платёжной системы обернётся сразу несколькими проблемами. Это гарантированная потеря клиентов, а также ряд нешуточных ограничений деятельности, накладываемых законом. Ведь тогда международные операторы получат новый статус – статус «иностранных платёжных систем».

К сожалению, старая русская пословица о петухе и мужике не так давно подтвердила свою актуальность, когда западные партнеры России ввели первый пакет санкций, который ограничил деятельность нескольких банков. Разумеется, все вокруг сразу же заговорили о национальной платежной системе, необходимость которой назрела уже давно.

Так или иначе, предаваться сожалениям было поздно и непродуктивно. По указу президента РФ Владимира Путина началась интенсивная работа над собственной платежной системой, призванной впредь обезопасить российских граждан в случае нового обострения отношений с США и Евросоюзом.

Национальная система платежных карт

Согласно документу, составленному специалистами Банка России, не менее 25 процентов программного обеспечения, задействованного в российской платежной системе, должно закупаться у российских же разработчиков и правообладателей. Также отмечена необходимость соответствия материальных носителей платежных карт ГОСТам.

Сборка всех карт производится на территории Российской Федерации отечественными предприятиями, которые обязаны либо сертифицировать криптографический модуль чипа карты в соответствующем органе власти, либо предоставить сертификат соответствия требованиям безопасности двух или более зарубежных платежных систем.

Главной задачей российской платежной системы, которая, бесспорно, имеет национальное значение, заключается в обеспечении бесперебойности финансовых операций на территории страны. Именно с этим возникли проблемы после того, как MasterCard и Visa заморозили платежные карты нескольких банков в марте текущего года.  

Таким образом, теперь компаниям Visa и MasterCard необходимо либо приобрести статус национально значимых платежных систем, либо регулярно уплачивать обеспечительные взносы в пользу Центробанка. Официальное решение о создании российской платежной системы было принято 5 мая текущего года.

Как заявил глава Сбербанка России Герман Греф, работа над платежной системой предположительно займет до шести месяцев. Следовательно, россияне могут рассчитывать на ее запуск в начале-середине ноября.

Об этом говорит и дата окончания периода поиска партнера для внутреннего процессинга для Visa и MasterCard – 31 октября.

Впрочем, несмотря на то, что в данный момент нет точной информации о дате начала работы платежной системы, остается вероятность ее более раннего запуска – в конце сентября или начале октября.

Источник: https://densegodnya.ru/nacionalnaya-platezhnaya-sistema

Национальная платежная система России – прогнозы развития

Национальная платежная система России – основная проблема, которая волнует как банкиров, так и держателей платежных карт.

Для государства вцелом вопрос ее создания – стратегическая цель, от успеха в достижении которой будет зависеть экономическое будущее страны.

Почему возникла необходимость создания глобальной национальной платежной системы, на каких принципах данный проект будет реализован и как новшество отразится на владельцах банковских карточек других платежных систем? Ответы на ключевые вопросы – в этой статье.

Национальная платежная система 

Объективная необходимость создания национальной платежной системы

Национальная платежная система (НПС) России – давний проект правительства и Центробанка, который до 2014 года не был формализован. О необходимости создания собственной НПС чиновники говорили много лет, приводя в пример Белоруссию и Китай.

Эти страны уже давно создали локальные платежные системы, которые затем стали успешно развиваться и со временем доля карт, эмитированных данными ПС, на внутреннем рынке превысила долю карт гигантов Visa и MasterCard.

Сейчас китайская НПС ChinaUnionPay активно осваивает международный рынок, а белорусская БелКарт работает над кобрендовыми продуктами совместно с MasterCard.

К слову, БелКарт также появилась на рынке в качестве ответа на санкции Запада.

Вопрос о создании национальной платежной системы в России возник после того, как 2 крупнейшие международные платежные системы (МПС) Visa и MasterCard отказались обслуживать карты клиентов 4-х российских банков: «Россия», «Собинбанк», «Инвесткапиталбанк» и «Северный морской путь».

Снимать с карточек деньги их владельцы могли, а расплачиваться ими в торгово-сервисной сети – нет. С течением времени проблема решилась, но практически через месяц последовал следующий сеанс «блокирования».

Следует отметить, что блокировка карт была не самостоятельной инициативой МПС, а результатом введенных Белым Домом санкций против России. Обвинив РФ в эскалации конфликта на Украине, США отдали распоряжение американским платежным системам прекратить операции по картам клиентов нескольких банков, владельцами которых являются лица из «санкционного списка» Белого Дома – Юрий Ковальчук, а также Аркадий и Борис Ротенберги.

Пути реализации проекта

Так как давление США и ЕС на экономику и финансовый сектор России со временем будет лишь усиливаться, руководство страны приняло резонное решение о необходимости создания собственной НПС.

Это позволило бы защитить и банки, и их клиентов – держателей платежных карт – от возможных санкций.

Разработку проекта под свой контроль взял непосредственно Владимир Путин: отчитывается президенту о результатах Дмитрий Медведев.

На начальном этапе было решено создавать локальную НПС «с нуля», опираясь на возможности внутрироссийских платежных систем. Национальная платежная система России могла бы быть построена на базе следующих платформ:

  • «Золотой короны». Данная платежная система выпустила около 19 млн. карт, партнерами ПС являются около 60 банков. Преимущество «Золотой короны» – использование отечественных EMV-чипов, совместимых с международной платежной инфраструктурой.
  • «ПРО-100» ОАО «УЭК», контрольный пакет акций которого принадлежит Сбербанку. УЭК выпустила свыше 500 тыс. карт платежной системы «ПРО-100»: все они функционируют только на территории России. Использование в качестве платформы УЭК не устраивало самих банкиров: монополия Сбербанка на рынке платежных карт при получении им доступа к проекту НПС стала бы абсолютной. Кроме того, карты ОАО «УЭК» оснащены чипом, изготовленнымпо лицензионной технологии MasterCard: в случае применения санкций, Штаты могли бы нанести удар по новой национальной платежной системе России.
  • Самарской UnionCard. Эта ПС является слишком слабым конкурентом для УЭК и «Золотой короны», тем не менее, ее карты в России эмитируют 25 банков и опыт обслуживания клиентов, пусть и в локальном формате, у UnionCard имеется.

Изучив все возможности, руководство Центробанка и правительство пришли к выводу, что на создание НПС «с нуля», используя возможности локальных платежных систем, потребуется слишком много времени и средств.

Именно поэтому в рамках Петербургского Международного Экономического Форума ПМЭФ 2014 были проведены переговоры с руководителями платежных систем Visa и MasterCard. В результате стало известно, что национальная платежная система России может быть реализована в формате кобренд-проекта с данными МПС.

Это наиболее простой и наименее затратный вариант по типу «белорусского», который можно будет реализовать за 6, максимум – 12 месяцев.

Международные платежные системы Visa и MasterCard должны будут предоставить гарантии стабильности внутрироссийских расчетов по своим картам. Взамен Россия предложит МПС аннулировать или существенно снизить размер обеспечительного взноса.

Напомним, согласно внесенным в закон «О национальной платежной системе» изменениям, международные ПС для того, чтобы осуществлять деятельность на территории РФ, с 1-го июля должны были вносить обеспечительный взнос – 25% от среднедневного оборота МПС. Сумма эта для ПС неподъемная.

Однако если бы Visa и MasterCard отказались от работы на территории России, то проиграли бы не только они (хотя российский бизнес для них крайне важен), но и держатели дебетовых и кредитных карт.

В частности, заемщики чаще всего используют кредитки для безналичных расчетов, поэтому они столкнулись бы с множеством проблем – их карты перестали бы обслуживаться в терминальной сети.

Именно поэтому кобренд-проект, предложенный руководству МПС, является обоюдовыгодным. Главными условиями его реализации являются:

  • Visa и MasterCard обязаны создать на территории России собственные процессинговые центры. Это станет гарантией стабильной работы МПС на российском рынке: никакие санкции не смогут стать поводом для блокировки карт клиентов.
  • В переходном периоде (пока будут вестись работы по созданию процессинговых центров) процессинг транзакций Visaи MasterCard будет передан российским платежным системам («ПРО-100», «Золотой короне» или UnionCard). Ориентировочно этот период будет длиться не более года.
  • Переориентация IT-систем МПС таким образом, чтобы контроль над всеми транзакциями был у России.
  • Запрет передачи сведений о внутренних транзакциях Visa и MasterCard в головные офисы МПС.

На данный момент стало известно, что Центробанк вынуждает МПС перейти под российскую юрисдикцию до конца 2014 года.

Параллельно регулятор активно работает над созданием оператора российской платежной системы – это будет компания, главным акционером которой в течение 2-х лет будет выступать Центробанк.

В дальнейшем акции будут распределяться между всеми банками – участниками рынка платежных карт (вероятно, Сбербанку не позволят стать монополистом и не отдадут ему контрольный пакет). Данный оператор должен использовать в своей работе технологические базы существующих платежных систем.

В частности, тех самых «Золотой короны» или «ПРО-100». Если международные платежные системы согласятся на условия Центробанка и построят в России процессинговые центры, они также примут участие в создании нового оператора, и тогда полноценный кобренд-проект будет реализован.

Источник: http://rossbanki.ru/finansy/1428-nacionalnaya-platezhnaya-sistema.html

Что из себя представляет платежная система МИР?

Наложение западных санкций стало отправной точкой в развитии национальной платежной системы МИР. Сейчас в ее состав уже вошли около двухсот российских банков. Главное ее преимущество в независимости от ситуации на международной арене.

В 2014 году Правительством РФ было принято решение о создании российской платежной системы, которая бы не зависела от западных – VISA и MasterCard. Это произошло после наложения санкций на отечественные предприятия и банки.

Был момент, когда средства наших граждан оказались заморожены. Разговоры о внедрении собственной инфраструктуры шли давно, и сложившаяся ситуация только подхлестнула ее развитие.

2015 год ознаменовался созданием национальной платежной системы МИР.

Платежная система МИР – что это?

МИР – это бренд. Его проводником является «Национальная система платежных карт» (НСПК). Это полностью российская компания. 100% акций принадлежит ЦБ РФ.

Миссия – обеспечение бесперебойной и безопасной работы с банковскими картами во внутрироссийском пространстве. Создание и продвижение отечественной карты. Удобство, выгода и доступность на всех уровнях.

Перед НСПК стоят 2 главные задачи – это обеспечение бесперебойной работы международных организаций, связанных с оборотом карт и развитие национальной. С 1 октября 2015 года все транзакции по картам на территории РФ производятся в процессинговом центре НСПК. С декабря 2015 года российские банки стали выпускать карту с логотипом МИР.

Сначала было принято решение создать инфраструктуру на базе уже имеющихся в России – ПРО100 и «Золотая корона». Но рассмотрев их функционал, НСПК решил создать новую программу, где будут учтены их недоработки, а также убран ненужный функционал.

На полное внедрение в банковскую сферу России заложено 3 года. Учитывая темпы развития, запуск немного тормозит. Если в крупных городах проблем с оформлением и обслуживанием новых карт не будет, то «на периферии» пока возможны пробелы.

Какие банки входят в платежную систему МИР?

Сейчас к инфраструктуре присоединилось около 200 банков. Более 50 из них эмитируют карты НСПК под своим логотипом. Более 100 наладили сеть эквайринга в сотнях торговых точек и пунктах предоставления услуг по всей России.

Крупные банки, которые работают с картой МИР (информация по данным НСПК на 06.02.2017).

Полностью работаютЧастичноГотовятся к запуску
Сбербанк Альфа Банк РНКО «Платежный Центр»
СМП-банк Промсвязьбанк Гарант-Инвест
РНКБ Росевробанк Банк Первомайский
АБ Россия МТС-Банк Объединенный резервный банк
МДМ Банк Московский кредитный банк Еврофинанс Моснарбанк
Связь-Банк Русский стандарт Банк Траст
Запсибкомбанк Кредит Европа Банк Киви Банк
Газпромбанк Татфондбанк Юниаструм Банк
Банк Авангард Банк Югра БИН Банк
ВТБ24 Банк Союз Юнистрим Банк
Московский индустриальный банк Уральский Банк реконструкции и развития Банк Аверс
Уралсиб Российский капитал Банк БКФ
Банк Открытие СКБ Банк ГАЗБанк
Банк Левобережный Хоум Кредит Локо-Банк
Райффайзенбанк Тинькофф Банк Новиком Банк
Уралтрансбанк Банк Транскапитал Банк Глобэкс
СаровБизнесБанк Банк Восточный Энергобанк
Банк Зенит Почта Банк Абсолют Банк
Азиатско-Тихоокеанский Банк Сити Банк Банк ПСКБ

Логотип

Логотип представляет собой одноименное слово. В котором графически зашифрованы – земной шар – в виде надписи зеленого цвета и крыло голубя – голубого цвета.

Если вспомнить, что является голографическими логотипами международных платежных инфраструктур, то можно подумать, что создатели логотипа хотели над ними подшутить. У VISA – на голограмме изображен летящий голубь, а у MasterCard – два земных полушария. Если дизайнеры и пошутили, то сделали это очень деликатно.

Итог

Национальная платежная система МИР набирает обороты. Сейчас у нее есть и минусы, и плюсы. Главный плюс – независимость от Запада и его решений. А это значит, что россияне могут не беспокоиться за доступ к своим денежным средствам. Портал «Я-капиталист» расскажет об этом подробнее в другой статье.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Задайте свой вопрос по теме статьи

Источник: https://yakapitalist.ru/finansy/chto-takoe-platezhnaya-sistema-mir/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.