Валютный контроль в банке. понятие система полезные советы клиентам

Содержание

Валютный контроль: что это такое + принципы, этапы и документы

Валютный контроль в банке. Понятие система полезные советы клиентам

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые агенты валютного контроля — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

1

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

2

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

3

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Также прочитайте: Консультация по валютному контролю: список банков, на какие вопросы ответят специалисты + отзывы

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

Чаще всего это:

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • паспорт сделки;
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Также прочитайте: Валютный контроль и штрафы: чем грозит нарушение сроков сдачи документов и просрочка оплаты за товар.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://rko-bank.ru//valyutnyj-kontrol.html

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля 

В статье анализируется правовое положение уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Делается вывод о том, что правовой статус уполномоченных банков характеризуется сочетанием публичных и частных начал, поскольку, с одной стороны, уполномоченные банки выступают субъектами государственного финансового контроля, а с другой — участниками гражданского оборота.

Ключевые слова: валютный контроль, валютная политика, уполномоченный банк, валютная операция, валютное законодательство.

В соответствии с действующим законодательством статус агентов валютного контроля имеют уполномоченные банки, не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы.

Агенты валютного контроля участвуют в реализации публично-правовой функции, направленной на обеспечение законности и правопорядка в валютной сфере посредством проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Для достижения законодательно поставленных перед ними целей они наделены определенными властными полномочиями.

В частности, агенты валютного контроля, так же как и органы валютного контроля, правомочны:

 проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами правовых норм, регулирующих валютные отношения;

 проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

 получать информацию об открытии и ведении валютных счетов, в том числе банковских счетов, открытых в зарубежных банках;

 истребовать подтверждающие документы и информацию при осуществлении валютных операций в установленном порядке.

При этом необходимо учитывать, что агенты валютного контроля имеют право истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля вправе потребовать от резидентов и нерезидентов представления:

 надлежащим образом заверенные переводы документов, содержащих информацию на иностранном языке;

 ранее представленных документов в случае внесения в них изменений;

 ранее представленных документов в случае их утраты вследствие непреодолимой силы.

Выполнение функций агентов валютного контроля возложено на субъектов, имеющих разный правовой статус. Рассмотрим особенности правового положения уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Уполномоченными банками признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте [1]. Практически все расчеты по валютным операциям должны осуществляться в уполномоченных банков, что, по мнению И. В. Хаменушко, является ключевым положением, позволяющим охватить валютным контролем максимальное количество валютных операций [2].

Данное законодательное ограничение не противоречит дозволительному типу правового регулирования, закрепленному в актах валютного законодательства.

Резиденты и нерезиденты имеют право свободно совершать любые валютные операции при посредстве уполномоченного банка.

Уполномоченный банк может выступать в качестве стороны сделки либо являться посредником при проведении расчетов по валютным операциям.

Уполномоченные банки имеют двойственную правовую природу. С одной стороны, они, являясь агентами валютного контроля, выполняют функцию, не свойственную другим коммерческим организациям.

Осуществляя контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов валютного регулирования, они участвуют в реализации валютной политики Российской Федерации, являются важнейшим элементом механизма обеспечения финансовой безопасности государства [3].

Уполномоченные банки в целях осуществления функций агентов валютного контроля законодательно наделены широким кругом публично-правовых полномочий. Возникающие при осуществлении валютного контроля общественные отношения имеют публично-правовой характер.

Между резидентами-нерезидентами и уполномоченными банками возникают отношения неравенства, поскольку последние являются составной частью системы государственного финансового контроля.

В связи с чем финансово-правовой статус уполномоченных банков характеризуется таким признаком, как публичность, которая находит свое отражение в их правах и обязанностях, образующих фактически публичное правомочие.

Например, уполномоченные банки, с одной стороны, имеют право запрашивать документы, связанные с проводимой валютной операцией, с другой — обязаны это делать. Более того, в случае непредставления документов либо представления недостоверных документов, они обязаны отказать в осуществлении валютной операции.

В то же время, с другой стороны, уполномоченные банки могут выступать в валютных правоотношениях и как хозяйствующие субъекты, совершающие, например, гражданско-правовые сделки с иностранной валютой от своего имени или от имени своих клиентов.

В таких отношениях преобладает диспозитивность, равенство сторон, нацеленность на реализацию, как частных, так и публичных интересов.

Например, удовлетворяя потребности клиентов в иностранной валюте, уполномоченные банки содействуют развитию предпринимательской деятельности и одновременно способствуют достижению целей государственной валютной политики путем установления справедливого рыночного курса иностранной валюты, стабильности внутреннего валютного рынка.

Конечно, каждый уполномоченный банк осуществляет валютный контроль только в отношении своих клиентов, проводящих валютные операции. Но сведения об этом направляются в установленном законом порядке в Банк России, что позволяет сформировать достаточно полную статистическую базу валютных операций, подпадающих под юрисдикцию России.

Реализую властные полномочия, уполномоченные банки как агенты валютно контроля в своей деятельности в основном используют метод наблюдения. Правомочиями по проведению проверок резидентов и нерезидентов они не обладают (соответственно, проверки соблюдения норм актов валютного законодательства и актов валютного регулирования проводить не могут).

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля обязаны в установленном ЦБ РФ порядке передавать соответствующую информацию таможенным и налоговым органам как агентам валютного контроля, Банку России как органу валютного контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=G_1vQhDpEN8

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля обладают рядом юрисдикционных полномочий в отношении своих клиентов — резидентов и нерезидентов, а именно, уполномоченный банк обязан:

 вернуть клиентам — резидентам и нерезидентам неправильно оформленные документы валютного контроля для устранения ошибок;

 отказать клиентам — резидентам и нерезидентам в совершении валютной операции в случае непредставления документов валютного контроля или представления документов с недостоверными данными.

Источник: https://moluch.ru/archive/109/26494/

Валютный контроль

Валютный контроль

Валютный контроль – это контроль за проведением денежных операций в целях их приведения в соотношение с общепризнанными мерками и притязаниями, предъявляемыми работающим законодательством.

Возможности по контролированию в основном возлагались на Министерство финансов, Муниципальный банк, также на умышленно создаваемые органы. Так, в последствии Октябрьской революции 1917 г.

было образовано Особенное Валютное Совещание, которому непременно предоставлялись сведения о совершаемых денежных операциях. Потом функции контролирования операции с денежными ценностями снова передавались Министерству финансов, ну а в 1993 г.

была образована Федеральная служба Рф по денежному и экспортному контролированию (ликвидирована в 2000 г.).

Валютный контроль считается частью муниципального контролирования и исполняется имея цель обеспечивания законности во время выполнения денежных операций. Денежный контроль в РФ возложен согласно с законодательством на Правительство РФ, органы и агенты денежного надзора.

Событиям по муниципальному регулировке финансовых проблем противодействуют меры по стимулированию финансового подъема. Иначе говоря, чем ниже ступень регулируемости рынка (и в соответствии с этим чем выше ступень либерализации), тем повыше темпы финансового подъема.

Так как свободная работа рынка – лучший вариант для обеспечивания длительного и действенного рассредотачивания ресурсов в экономике («невидимая рука», по терминологии А.

Смита), так как неимение мер денежного контролирования – необходимое условие резвого финансового подъема.

Сторонники муниципального регулирования показывают на ряд неблагоприятных причин, связанных с денежным контролированием:

  • Во-1-х, денежный контроль не дает возможность отмечать настоящие сигналы рынка и вовремя делать нужную корректировку финансовой политики в общем. Иными словами, меры денежного контролирования вызывают либо наращивают задержку в претворении в жизнь насущных мер в иных областях финансовой политики. Такое может привести, к примеру, к лимитированию масштаба мер по выходу из упадка.
  • Во-2-х, меры денежного контролирования не считаются правосудными и приводят к созданию неравных условий для различных фирм и отраслей. Надзором нереально окутать всю экономику, но разумеется, собственно небольшой и немаленький бизнес, экспортеры и импортеры сферы продуктов и услуг, страховые компании, фондовый рынок, резиденты и нерезиденты пребывают в различных условиях.
  • В-3-х, меры денежного контролирования низкоэффективные. В текущее время, в эпоху мобильного интернационального капитала и трудоемких денежных институтов и рынков, всевозможные меры контролирования эффективны в наилучшем случае на протяжении недлинного интервала времени, а потом регулярно их начинают обходить. Подтверждением этого работают циклы тривиального занижения денежного курса, которые заменяются его естественным завышением, также бессчетные трудоемкие схемы экспортно-импортных операций в обход денежного контролирования, базирующиеся на векселях, бартере и взаимозачете.
  • В-4-х, денежный контроль просит значимых издержек со стороны как компаний, но и страны. Это тянет сокращение размеров торговли с зарубежными государствами и, как последствие, сможет вызвать ответные деяния иных государств.

Благодаря ограничительным мерам денежной политики случается охрана прибылей народонаселения и товарной массы внутри державы. Существенно миниатюризируется возможность стабильного завышения настоящего денежного курса и снижения покупательной возможности государственной валюты. При ориентации государственного рынка на зарубежную валюту принужденно завышен спрос на нее, а стоимость ее растет.

Валютный контроль разрешает встать на защиту экономику от вероятных суровых результатов значительного притока денег, а именно криминализации экономики и ликвидации государственной индустрии методом скупки компаний иностранцами.

Несомненен психический результат мер денежного контролирования, так как они свидетельством поддерживать публичное мировоззрение о серьезности финансовой ситуации и целей страны.

Таким образом, в мерах денежного контролирования есть и позитивные, и негативные черты; они работают с большей либо наименьшей отдачей, хотя регулировку перемещения капиталов и денежный контроль нужны для любой державы. В том числе и в случае если правительство уверено в устойчивости собственной экономики, денежный контроль все таки нужен как преграда тому, чтоб держава не стала убежищем криминального капитала.

Органы и агенты валютного контроля

Органами валютного контроля считаются ЦБ РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным производить денежный контроль около собственных возможностей, относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по денежному прогнозу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контролирования считаются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, также не являющиеся уполномоченными банками проф участники рынка ценных бумаг, таких как держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами денежного контролирования. Контроль воплощения денежных операций кредитными организациями, также денежными биржами производит ЦБ РФ.

Органы и агенты денежного контролирования и их должностные лица около собственной зоны ответственности правомочны:

  • проводить выяснения соблюдения резидентами и нерезидентами актов денежного законодательства РФ и актов органов денежного регулирования;
  • проводить выяснения полноты и правдивости учета и отчетности по денежным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые соединены с проведением денежных операций, открытием и ведением счетов. Неотклонимый срок для представления документов по запросам органов и агентов денежного контролирования не имеет возможности оформлять менее 7 дней со дня подачи запроса.

Органы денежного контролирования и их должностные лица помимо прочего правомочны:

  • давать предписания о устранении обнаруженных нарушений актов денежного законодательства РФ и актов органов денежного регулирования;
  • использовать установленные законодательством РФ меры ответственности за несоблюдение актов денежного законодательства РФ и актов органов денежного регулирования.

Документы, связанные с получением информации о денежных операциях

В целях воплощения денежного контролирования агенты денежного контролирования около собственной зон ответственности правомочны запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов последующие документы (копии документов), связанные с проведением денежных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, подтверждающие личность физического лица;
  • документ о гос регистрации физического лица в виде индивидуального предпринимателя;
  • документы, подтверждающие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о гос регистрации юридического лица – для резидентов;
  • аттестат о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, подтверждающие права лиц на неподвижное имущество;
  • документы, подтверждающие права нерезидентов на воплощение денежных операций, открытие счетов (взносов), оформляемые и выдаваемые органами державы местообитания (места регистрации) нерезидента, в случае если получение нерезидентом этих документов предвидено законодательством иностранного государства;
  • извещение налогового органа по месту учета резидента о открытии счета (взноса) в банке за пределами местности РФ;
  • таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ СКВ РФ, зарубежной валюты и внешних и внутренних значимых бумаг в документарной форме;
  • паспорт сделки и др документы, список которых определен п. 4 ст. 23 Федерального закона 2овалютном регулировке и денежном контроле».

Агенты денежного контролирования имеет право добиваться представления исключительно тех документов, которые конкретно относятся к проводимой денежной операции.

Агенты денежного контролирования и их должностные лица должны:

  • контролировать соблюдения резидентами и нерезидентами актов денежного законодательства РФ и актов органов денежного регулировки;
  • представлять органам денежного контролирования информацию о денежных операциях, проводимых с их ролью, в норме, установленном актами денежного законодательства РФ и актами органов денежного регулировки.

Органы и агенты денежного контролирования и их должностные лица должны хранить согласно с законодательством РФ платную, банковскую и казенную тайну, ставшую им знакомой при осуществлении полномочий.

Организация валютного контроля в РФ

Ключевыми направлениями валютного контролирования в Рф считаются:

  • определение соотношения проводимых денежных операций действующему законодательству и присутствия нужных им лицензий;
  • ревизия исполнения резидентами обязанностей в зарубежной валюте перед государством, также обязанностей по реализации зарубежной валюты на внутреннем рынке валют РФ;
  • ревизия обоснованности платежей в зарубежной валюте;
  • ревизия полноты и объективности учета и отчетности по денежным операциям.

Зависимо от времени совершения денежного контролирования выделяют 3 его главные формы: подготовительный, нынешний и следующий. Они все присутствуют в тесноватой связи, определяя постоянный процесс контролирования. Под способами денежного контролирования знают приемы и методы его воплощения (наблюдение, ревизия, тест, проверка).

Сделанный в Рф механизм денежного контролирования имеет собственной главной целью обеспечивание полного и значимого поступления экспортной денежной выручки в Российскую Федерацию, укрепление в общем денежной выдержки.

Научно-техническая схема денежного контролирования базирована на способности уполномоченных банков и таможенных органов, исполняющих функцию агентов денежного контролирования во время таможенного оформления продуктов и проведения банковских операций, создавать тест и сравнение 2-ух автоматических потоков.

Механизм валютного контролирования за экспортными операциями включает сравнение передаваемых таможенными органами данных о цены экспортируемого продукта и дате его движения через отечественную границу и инфы уполномоченных банков о объеме денежных средств, поступивших за этот продукт, и дате поступления экспортной выручки.

Чтобы достичь желаемого результата употребляется особый документ денежного контролирования – паспорт экспортной сделки.

Основной механизм валютного контролирования считается ответственность экспортера обеспечить зачисление всей денежной выручки от экспортера на собственные транзитные денежные счета в уполномоченных банках Рф в сроки, установленные законодательством.

Схема совокупного денежного контролирования за поступлением экспортной выручки приведена на рис. 1.

Со стороны уполномоченных банков и таможенных органов надлежит выделить немного этапов контролирования за поступлением денежной выручки от экспорта:

  • подготовительный контроль корректности оформления паспорта сделки и таможенной декларации;
  • составление в Муниципальном таможенном комитете (ГТК) учетной карточки (УК) денежного контролирования и направление ее в уполномоченные банки для проведения идентификации поступившей денежной выручки с следующим разменом и анализом инфы по учетной карточке;
  • в последствии зачисления соответственных денежных средств уполномоченный банк заносит в учетную карточку информацию о движении средств за этот продукт;
  • при поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в основном научно-информационном вычислительном центре ГТК Рф (ГНИВЦ) по прошествии 90 дней со дня экспорта продукта создают их анализ имея цель раскрытия нарушителей денежного законодательства и внедрения к ним соответственных наказаний.

Работающий в текущее время приспособление валютного контролирования за ввезенными операциями строится на этих же принципах, собственно и контроль за экспортными операциями, и содержится в оформлении соответственных документов и их следующей пересылке меж банками и таможенными органами. Главным документом таможенно-банковского контролирования считается паспорт ввезенной сделки.

На рис. 2 представлена схема денежного контролирования за ввезенными операциями.

От денежного контролирования освобождаются сделки, предусматривающие ввоз продуктов по договорам лизинга, также ввоз оборудования и которые были использованы зарубежными фирмами-нерезидентами по договорам подряда на капитальное возведение в Рф, когда критериями данных договоров цена ввозимых товарно-материальных ценностей не определена (иначе потребуется оформление паспорта ввезенной сделки).

Источник: https://utmagazine.ru/posts/7749-valyutnyy-kontrol

Инструкция по валютному контролю: как работать c иностранцами и не нарушить закон | Rusbase

Если вы российская компания, а покупатели вашего продукта – иностранные компании, то вам придется познакомиться с таким понятием, как валютный контроль.

Наталья Тихоненко, исполнительный директор сервиса финансовых и юридических услуг Qood, рассказывает, как не нарушить закон в этом случае. 

Помимо рублевого расчетного счета, вы должны открыть в банке и валютный (расчетный) счет для своего ИП или ООО.

Валютный счет можно открыть в том же банке, в котором у вас открыт рублевый, или в любом другом.

Но во втором случае вам придется предоставлять множество бумаг — все учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговой, выписку из ЕГРЮЛ и так далее.

Одновременно для транзакций открывается и еще один – транзитный валютный счет, куда изначально поступает валюта. С этого счета вы должны перевести валюту на валютный расчетный счет либо осуществить ее продажу.

Банки, в которых можно открыть валютный счет, осуществляющие валютный контроль, имеют соответствующие тарифы на расчетно-кассовое обслуживание (РКО), поэтому стоит сравнить условия нескольких для выбора оптимально удобного. В среднем комиссия банка за операции, в которых он выступает как агент валютного контроля, составляет 0,15% от суммы поступления.

Ищите тот банк, где все документы можно предоставить в электронном виде, без посещения отделения.

Также необходимо выяснить режим операционного дня банка (временные ограничения по отправке переводов в валюте), потому что он может отличаться от режима для рублевых платежей.

Уведомления и срок вывода валюты

Обычно в случае поступления средств на транзитный валютный счет банк оповещает клиента не позднее следующего рабочего дня, следующего за датой зачисления на счет иностранной валюты. Это может быть и СМС-информирование, и сообщение в личном кабинете интернет-банка. Это важно, так как установлены строгие сроки идентификации поступившей валюты.

Если в течение 15 рабочих дней после даты поступления валюты вы не идентифицируете поступившие денежные средства, это приведет к привлечению вас к административной ответственности со стороны органов валютного контроля.

Для перевода денег с транзитного счета вы одновременно предоставляете в банк справку о валютных операциях и заявку на продажу валюты или перевод с транзитного валютного счета по форме, установленной банком, обосновывающие операцию документы (например, контракт или инвойс), а также в некоторых случаях паспорт сделки.

Паспорт сделки

Важно, чтобы у вас не был превышен лимит в размере 50 тыс долларов суммарно по одному контракту. Даже если изначально контракт заключен на меньшую сумму, то контролировать этот лимит необходимо, для того, чтобы вовремя оформить паспорт сделки, иначе вы нарушите валютное законодательство и заплатите огромные штрафы.

Если сумма контракта превышает 50 тыс долларов, то обязательно нужно оформить в банке паспорт сделки. Для этого необходимо предоставить в банк заполненную форму этого документа и контракт. Также по согласованию с валютным контролем могут понадобиться и другие документы.

Можно предоставить банку право заполнения формы паспорта сделки на основании заключенного с ним договора, при этом документы и информацию, необходимые для оформления паспорта сделки, все равно необходимо предоставить банку в предписанный законодательством срок.

Контракт

В банк обязательно надо представить контракт/договор между вами и нерезидентом или выписку из него, в которой будут содержаться все существенные условия договора.

Контракт с покупателем желательно составлять на двух языках, иначе придется делать нотариально заверенный перевод.

При услугах в контракте лучше прописать условие, что оплата счета/инвойса является приемом услуг, чтобы дополнительно не пришлось готовить лишние документы. Также во избежание спорных ситуаций с клиентом в договоре надо отразить сторону, которая будет нести расходы по банковским операциям.

Нельзя забывать, что своевременное поступление денежных средств по контракту/договору необходимо контролировать, так как за непоступление валютной выручки в срок предусмотрены штрафы.

Кроме того, чтобы избежать затягивания в передаче документов по контракту, можно прописать в контракте условие о том, что возможен обмен документами посредством факсимильной связи, электронной почты и так далее.

Что делать, если не уложился в 15 дней?

Если по каким-то причинам, например, из-за задержки оформления документов, вы не можете вовремя идентифицировать поступившие денежные средства, лучше вернуть ошибочно зачисленные денежные средства отправителю.

Если же деньги не приходят вовремя из-за границы, можно расторгнуть договор с иностранной компанией и представить в банк документы о расторжении сделки.

Штрафы – повод заранее «подстелить соломки»: работая с компанией-нерезидентом, пропишите в документах даты и срок оплаты, предоставления первичных документов, а также пени/штрафы за несвоевременную оплату или оказание услуг. И помните, что нельзя пренебрегать нормами валютного законодательства. За их несоблюдение предусмотрены огромные штрафы, особенно за повторные нарушения, а избежать наказания не удается никому.

Материалы по теме:

Как открыть биржу криптовалют и зарабатывать несколько тысяч долларов в день

6 ошибок государственно-частного партнерства – объясняем на кейсах

13 советов для безопасности бренд-аккаунта в

10 полезных сервисов, которые экономят время и деньги начинающему бизнесу

Миллиарды на счету не разделяют людей: можно ли совмещать бизнес и дружбу

От «малиновых пиджаков» до бизнесменов-брендов: как выглядит новый тип предпринимателей в России

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/opinion/instrukciya-kontrol-valut/

Валютный контроль

Валютный контроль

Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ в соответствии с российским законодательством.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля, в частности, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки.

Под механизмом валютного контроля понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъектная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Нормативно-правовую базу механизма валютного контроля составляют федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном регулировании внешне-торговой деятельности», «О банках и банковской деятельности» и другие; Таможенный кодекс РФ; многочисленные подзаконные акты, в том числе Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», нормативные правовые акты ЦБ РФ и ГТК РФ, а также международные договоры Российской Федерации.

Основными целями валютного контроля являются:• определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; обоснованности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, чьим предметом являются валюта и валютные ценности (иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий; природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, кроме ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий). Участники валютного обращения обязаны:• представлять вышеуказанным организациям все запрашиваемые ими документы и информацию, касающуюся проводимых и проведенных ими валютных операций;• в течение пяти лет сохранять всю документацию, касающуюся каждой проведенной валютной операции;

• устранять выявленные нарушения валютного регулирования немедленно по получении соответствующего указания валютного контролера.

Валютный контроль может осуществляться на разных стадиях проведения валютных операций.
Одно из основных направлений валютного контроля — контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.

Цель этого контроля — обеспечить поступления валютной выручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномоченных банках.

Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ.

Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993г.

Другое направление валютного контроля — защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом / вывозом, переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты и внутреннего валютного рынка России), а также других валютных ценностей.

Система организаций, осуществляющих контроль за правомерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты.

Органы валютного контроля наделены большим объемом прав.

Они имеют нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации, осуществляют контроль за правомерностью валютных операций, за соответствием этих операций законодательству и условиям лицензий и разрешений, проводят проверки валютных операций, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также руководят агентами валютного контроля при осуществлении ими контрольных функций.

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Центральный банк РФ.

Банк России определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумах в иностранной валюте, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Федерации резидентами и нерезидентами; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой и ценными бумагами в валюте Федерации; устанавливает порядок обязательного перевоза, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Федерации. Кроме того, Центральный банк РФ устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций в Российской Федерации по принятым международным стандартам; выполняет другие функции в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Должностные лица органов и агентов валютного контроля имеют право:а) проверять все необходимые документы, в том числе наличие лицензий и разрешений на проведение валютных операций, получать объяснения и справки, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях валютного законодательства;б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления документов и информации;в) приостанавливать действие лицензий или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;г) направлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными сделок, противоречащих валютному законодательству, а также о взыскании всего полученного по этим сделкам в доход государства; направлять в суд иски о ликвидации юридического лица, в деятельности которого выявлены нарушения законодательства;

д) направлять материалы проверок, в ходе которых установлены нарушения валютного законодательства, в правоохранительные органы с ходатайством о возбуждении уголовного дела.

В случае выявления тех или иных нарушений органы валютного контроля вправе самостоятельно применять разрешенные законодательством санкции.

За нарушения валютного законодательства предусмотрена ответственность как административная, гражданско-правовая, так и уголовная в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В тех случаях, когда в качестве санкции за нарушения положений валютного законодательства является взыскание соответствующих сумм в доход государства, валютный контролер вправе с юридических лиц осуществлять взыскание в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.

Так, за нарушение резидентами порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Министерства РФ по налогам и сборам или Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю налагается штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. При этом уплата штрафа не освобождает предприятие от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.

При необоснованном повышении расходов в иностранной валюте, влекущим занижение сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации, производится списание в безакцептном порядке данных сумм в иностранной валюте или в рублях по курсу ЦБ РФ на момент взыскания в размере завышения расходов.

При признании судом, арбитражным судом сделок с валютными ценностями недействительными в бесспорном порядке взыскивается штраф в размере необоснованно полученных сумм в иностранной валюте либо эквивалент в рублях по курсу ЦБ РФ на дату списания средств с расчетного счета. При повторном признании сделок недействительными налагается штраф в пятикратном размере необоснованно полученных сумм.

За нарушение порядка зачисления сумм выручки предприятий от реализации товаров (услуг) за иностранную валюту с уполномоченных банков взыскивается штраф в размерах, установленных Уставом ЦБ РФ, а с уполномоченных предприятий — штраф в размере сумм, которые не были учтены или были учтены ненадлежащим образом.

Взыскание вправе производить только организация, отнесенная законодательством к органам валютного контроля.

Действия агентов валютного контроля могут быть обжалованы органам валютного контроля, а действия последних — в судебном порядке.

Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием валютных операций, проводимых клиентами, действующему валютному законодательству и представляют в Центральный банк РФ отчетность о проводимых валютных операциях.

Правительство РФ в качестве органа валютного контроля в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль применительно к таможенному контролю, т.е. используют формы, методы и правила таможенного контроля, закрепленные в ст. 180— 190 Таможенного кодекса РФ.

С это целью в составе таможенных органов действуют специально созданные структурные подразделения:— в ГТК РФ — Управление валютного контроля;— в региональных таможенных управлениях — отделы таможенной стоимости и валютного контроля (ОТС и ВК);— в таможнях — отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО), а также ОТС и ВК;

— в таможенных постах — ОТО.

Объектами валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, являются: валюта РФ; ценные бумаги в валюте РФ; валютные ценности; валютные операции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств (ст. 199 Таможенного кодекса РФ).

Источник: https://psyera.ru/3589/valyutnyy-kontrol

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.