Валютный контроль в рф. советы: как не нарушить валютное законодательство.

Валютный контроль и штрафы: санкции за нарушение законодательства

Валютный контроль в РФ. Советы: как не нарушить валютное законодательство.

В статье рассмотрим, какие предусмотрены штрафы за нарушение валютного контроля. Разберемся, какие санкции ждут юридических лиц за непредоставление справки о подтверждающих документах, паспорта сделки, а также за просрочку оплаты. Мы подготовили для вас таблицу штрафов и изменения в законе.

Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:

  1. Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).
  2. Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.
  3. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.
  4. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.

Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:

  • Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
  • Административная (штрафные санкции).
  • Уголовная (вплоть до лишения свободы).

Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.

Таблица штрафов по валютному контролю

Главные штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году мы собрали в таблице. Указанные в ней суммы относятся к юридическим лицам.

Нарушение Статья законодательства (КоАП РФ) Штрафные санкции
Неполучение резидентом оплаты за продажу товара, оказание услуг иностранному партнеру (согласно договору), а также невозврат средств за товары, не ввезенные в Российскую Федерацию. п. 4-5 3/4 — 1 сумма контракта
Несоблюдение сроков оформления и переоформления паспорта сделки п. 6 40 — 50 тыс. руб.
Непредоставление в срок справок (корректирующих справок) о валютных операциях, о подтверждающих документах 5 — 50 тыс. руб.
Отказ в предоставлении документов по запросу банка 40 — 50 тыс. руб.
Повторное (в течение года) нарушение процедуры или сроков предоставления документов 400 — 600 тыс. руб.
Непредоставление документов об изменениях, связанных со счетами в иностранных банках п. 2.1 800 тыс. — 1 млн руб.
Предоставление сведений об открытии, закрытии иностранных счетов позже срока п. 2 50 — 100 тыс. руб.
Нарушение порядка ведения валютных расчетов п. 1 3/4 — 1 сумма незаконной операции

Также прочитайте: Банки для валютного контроля: тарифы ТОП-10 банков-агентов, суммы комиссий, рекомендации по выбору и отзывы

Штрафы по валютному контролю в 2017 году

Штрафы за просрочку и другие взыскания за несоблюдение правил валютных операций указаны в статье 15.25 КоАП РФ. Исходя из ее содержания, штрафы юридическим лицам могут быть оформлены за несоблюдение сроков предоставления документов для валютного контроля, за их неверное хранение или оформление.

Особую роль играет несвоевременное предоставление:

  • Отчетности о движении валюты.
  • Паспортов сделки.
  • Сведений об изменениях, касающихся заграничных счетов резидентов РФ.
  • Непредоставление прочих подтверждающих документов и информации о подлинности сделки.

Нарушение сроков оплаты за товар и сроков поставки тоже может обернуться штрафом. Для предприятий штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году могут быть от 40 тыс. до 1 млн рублей. Совершение запрещенных операций с зарубежной валютой или операций, проходящих мимо специальных банковских счетов, карается штрафом вплоть до полной суммы сделки.

Уголовная ответственность

Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.

Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:

Сумма Штраф Срок тюремного заключения
Более 9 млн руб. 200 000 — 500 000 руб. До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы
Более 45 млн руб. До 1 000 000 руб. До 5 лет

Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб.

либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет.

Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.

Новости в России в 2017 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2017 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).

Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года.

 Валютное законодательство в РФ в 2017 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей.

Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.

Что касается изменений суммы штрафов в 2017 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.

К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.

Срок исковой давности

За несоблюдение валютного законодательства предприниматель может быть привлечен к ответственности в течение двух лет. Сейчас этот срок действителен для всех нарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.

До 2016 года срок исковой давности по этим нарушениям был на год меньше. Решение о продлении связано в первую очередь с медленным документооборотом между ФНС, таможенной службой и банками. Многим предпринимателям ранее удавалось избегать санкций, ссылаясь на истечение срока исковой давности, но теперь такие ситуации стали крайне редкими.

Можно ли оспорить штраф

Практически всегда есть шанс оспорить через суд или уменьшить сумму штрафа. Здесь существуют два пути: поставить акцент на малозначительности проступка или указать на смягчающие обстоятельства.

Первый способ может сработать, если штраф выставлен за фактические ошибки (например, в оформлении справок). В ситуациях с несоблюдением сроков малозначительность доказать не удастся, даже если опоздание составило пару дней.

Смягчающими обстоятельствами, с точки зрения суда, могут стать безупречная репутация предпринимателя, тяжелое финансовое положение компании, исправление ошибки после истечения требуемого срока, но до выставления штрафа и так далее. Подобные обстоятельства могут повлиять на решение суда, касающееся суммы штрафа, но полностью снять ответственность, скорее всего, не удастся.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://rko-bank.ru//valyutnyj-kontrol-i-shtrafy.html

Валютный контроль. Закон, документы и регулирование в 2018 году

Международные торговые сделки связаны с рядом финансовых рисков. Для соблюдения согласованности сделок с национальными интересами страны предусмотрено применение специальных защитных инструментов, одними из которых служит проведение валютного контроля.

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

Обязанности и права участников при проведении операций

Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.

Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Ответственность при несоблюдении валютного законодательства

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/valyutnyj-kontrol/

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Ответственность за нарушение валютного законодательства

В соответствии сост. 14 Закона РФ «О валютном регулированиии валютном контроле» резиденты инерезиденты несут ответственность:

– за отсутствиеучета валютных операций;

– ведение учетавалютных операций с нарушениемустановленного порядка;

– непредоставлениеили несвоевременное представлениеорганам и агентам валютного контролядокументов и информации (в том числе запредставление недостоверных документовили информации).

Ответственностьустановлена в виде штрафов в пределахсуммы, которая не была учтена, былаучтена ненадлежащим образом или покоторой документация и информация небыли представлены в установленномпорядке (были представлены недостоверныедокументы и информация).

Повторное нарушениевалютного законодательства, а такженевыполнение или ненадлежащее выполнениепредписаний органов валютного контроляявляется основанием для приостановлениядействия лицензий и разрешений, выданныхорганами валютного контроля резидентам,включая уполномоченные банки, илинерезидентам, либо для лишения их такихлицензий и разрешений. Все полученноерезидентами и нерезидентами понедействительным сделкам, а также всенеобоснованно приобретенное не посделке, а в результате незаконных сделок,подлежит взысканию в доход государства.

Уполномоченныебанки несут ответственность в соответствиисо ст. 74 Федерального закона «О Центральномбанке Российской Федерации (БанкеРоссии)».

В частности, Банк России вправепотребовать устранения выявленныхнедостатков, а также право взыскиватьштраф в размере суммы совершеннойоперации, но не более одной десятойпроцента от размера минимальногоуставного капитала, установленного намомент нарушения для вновь создаваемыхкредитных организаций, либо — ограниченияпроведения отдельных операций на срокдо шести месяцев за совершение следующихнарушений валютного законодательства:

– при совершенииуполномоченным банком перевода валютыРоссийской Федерации на счета типа «К»,«Н», «Ф» со счета резидента с нарушениемрежима счета нерезидента;

– при нарушенииуполномоченным банком порядка открытиясчетов типа «К», «Н», «Ф»;

— при совершенииуполномоченным банком кассовой операциипо счетам типа «К» и «Н», а также операциипо зачислению наличной валюты РФ насчет типа «Ф» с нарушением установленногодействующим законодательством порядка;

– при выполненииуполномоченным банком поручения напокупку иностранной валюты за счетсредств на счетах типа «Н» с нарушениемустановленного законодательствомпорядка;

– при нарушенииуполномоченным банком порядкаосуществления контроля за расчетамирезидентов с нерезидентами в валютеРоссийской Федерации, а также за расчетамив валюте Российской Федерации междунерезидентами;

– за открытиенерезидентам счета типа «К», «Н», «Ф»кредитной организацией, не являющейсяуполномоченным банком;

– за осуществлениеперевода валюты Российской Федерациисо счета, открытого в кредитнойорганизации, не являющейся уполномоченнымбанком, на счета типа «К», «Н», «Ф».

Действующимзаконодательством предусмотрена такжеответственность уполномоченных банкови нерезидентов – владельцев счетов типа«С» — за нарушение порядка открытия иведения счетов типа «С» в соответствиис федеральным законом «О валютномрегулировании в валютном контроле», вчастности за такие нарушения как:

– совершение посчетам типа «С» сделок, не предусмотренныхдействующим законодательством;

– совершение сделокс использованием денежных средств иценных бумаг, учитываемых на счетахтипа «С», с нарушением порядка ихсовершения;

– нарушение правилучета сделок с использованием денежныхсредств и ценных бумаг, учитываемых насчетах типа «С»;

– недостоверноеили несвоевременное предоставлениеуполномоченным банком отчетности обоперациях нерезидентов по данным счетам;

– несоответствиеуполномоченного банка требованиям кбанкам для предоставления разрешенийна открытие и ведение вышеуказанныхспециальных счетов.

В случае выявленияуказанных нарушений Банк Россиинаправляет уполномоченному банкупредписание об устранении нарушений суказанием срока их устранения.

Неустранениенарушений в течение срока, установленногопредписанием Банка России, являетсяоснованием для приостановления операцийпо данным счетам на срок, не превышающий3 месяцев.

При неустранении нарушенийв течение срока свыше 3 месяцев, либоповторном совершении уполномоченнымбанком аналогичных нарушений, БанкРоссии вправе отозвать разрешение наоткрытие и ведение специальных счетовтипа «С».

Административнаяответственность за нарушение валютногозаконодательства установлена ст. 15.

25КоАП РФ, в соответствии с которойосуществление валютных операций безспециального разрешения (лицензии),если такое разрешение (такая лицензия)обязательно (обязательна), либо снарушением требований (условий,ограничений), установленных специальнымразрешением (лицензией), а равно сиспользованием заведомо открытых снарушением установленного порядкасчетов резидентов в кредитных организацияхза пределами Российской Федерации -влечет наложение административногоштрафа на граждан, должностных лиц июридических лиц в размере от однойдесятой до одного размера суммы незаконнойвалютной операции.

Невыполнение вустановленный срок обязанности по ввозуна территорию Российской Федерациитоваров, стоимость которых эквивалентнасумме уплаченных за них денежных средств,либо невозврат в установленный срокпереведенной за эти товары суммы денежныхсредств — влечет наложение административногоштрафа на граждан, должностных лиц июридических лиц в размере от однойдесятой до одного размера суммы незаконнойвалютной операции.

Нарушениеустановленного порядка зачисления насчета в уполномоченных банках выручки,причитающейся за экспортированныеработы, услуги, результаты интеллектуальнойдеятельности – влечет наложениеадминистративного штрафа на должностныхлиц и юридических лиц в размере стоимостиработ, услуг и результатов интеллектуальнойдеятельности, явившихся предметамиадминистративного правонарушения.

Несоблюдениеустановленного порядка ведения учета,составления и представления отчетностипо валютным операциям, а равно нарушениеустановленных сроков хранения учетныхи отчетных документов – влечет наложениеадминистративного штрафа на должностныхлиц в размере от пятидесяти до стаминимальных размеров оплаты труда; наюридических лиц – от четырехсот допятисот минимальных размеров оплатытруда.

Взыскание суммштрафов производится органами валютногоконтроля с юридических лиц – в бесспорномпорядке, а с физических лиц – в судебном.

На основании ст.23.60 КоАП РФ рассматривать дела обадминистративных правонарушениях,предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ,уполномочены органы валютного контроля,в частности:

1) руководительфедерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного в областивалютного контроля, его заместители;

2) руководителиструктурных подразделений федеральногооргана исполнительной власти,уполномоченного в области валютногоконтроля, их заместители;

3) руководителитерриториальных органов федеральногооргана исполнительной власти,уполномоченного в области валютногоконтроля.

Система и направлениявалютного контроля. Место Банка Россиии уполномоченных банков в системевалютного контроля

Целью валютногоконтроля является обеспечение соблюдениявалютного законодательства приосуществлении валютных операций.Основными направлениями валютногоконтроля являются:

– определениесоответствия проводимых валютныхопераций действующему законодательствуи наличия необходимых для них лицензийи разрешений;

– проверка выполнениярезидентами обязательств в иностраннойвалюте перед государством, а такжеобязательств по продаже иностраннойвалюты на внутреннем рынке РФ;

– проверкаобоснованности платежей в иностраннойвалюте;

– проверка полнотыи объективности учета и отчетности повалютным операциям, а также по операциямнерезидентов в валюте РФ.

Валютный контрольв РФ осуществляется:

1) ПравительствомРоссийской Федерации;

2) органами валютногоконтроля: Центральным банком РФ,федеральными органами исполнительнойвласти в пределах компетенции,установленной федеральными законами,а также федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным ПравительствомРФ;

3) агентами валютногоконтроля, которыми являются уполномоченныебанки, подотчетные Банку России, а такжеорганизации, подотчетные федеральныморганам исполнительной власти всоответствии с законодательством РФ.

Основным органомвалютного контроля в РФ являетсяЦентральный банк РФ, в компетенциюкоторого входит:

– определение сферыи порядка обращения в РФ иностраннойвалюты и ценных бумаг в иностраннойвалюте;

– издание нормативныхактов, обязательных к исполнению в РФрезидентами и нерезидентами;

– проведение всехвидов валютных операций;

– установлениеправил проведения резидентами инерезидентами в РФ операций с иностраннойвалютой и ценными бумагами в иностраннойвалюте, а также правил проведениянерезидентами в РФ операций с валютойРФ и ценными бумагами в валюте РФ;

– установлениепорядка обязательного перевода, ввозаи пересылки в РФ иностранной валюты иценных бумаг в иностранной валюте,принадлежащих резидентам, а такжеслучаев и условий открытия резидентамисчетов в иностранной валюте в банкахза пределами РФ;

– установлениеобщих правил выдачи лицензий банкам ииным кредитным организациям наосуществление валютных операций ивыдача таких лицензий;

– установлениеединых форм учета, отчетности, документациии статистики валютных операций, в томчисле уполномоченными банками, а такжепорядок и сроки их представления;

– подготовка ипубликация статистики валютных операцийРоссийской Федерации по принятыммеждународным стандартам;

– выполнение иныхфункций, предусмотренных действующимзаконодательством.

Определеннымиправомочиями по осуществлению валютногоконтроля на территории РоссийскойФедерации обладают также Министерствофинансов РФ (Департамент валютногоконтроля Минфина РФ, территориальныеорганы валютного контроля МФ РФ); ГТКРФ МНС РФ; Минэкономразвития РФ.

Уполномоченныебанки как агенты валютного контроля:

– открывают и ведутсчета резидентам;

– осуществляютпродажи обязательной части валютнойвыручки;

– осуществляютсделки с нерезидентами по продаже имвалюты РФ;

– осуществляютконтроль за обоснованностью оплатыимпортируемых товаров.

С указанной цельюбанки ведут паспорта импортных сделок- документы валютного контроля, содержащиенеобходимые для осуществления валютногоконтроля сведения из контракта (договора,соглашения) между резидентом (юридическимлицом или физическим лицом-предпринимателем)и нерезидентом, предусматривающегооплату иностранной валютой, валютойРоссийской Федерации, векселями виностранной валюте или в валюте РоссийскойФедерации товаров, ввозимых на таможеннуютерриторию Российской Федерации. Покаждому паспорту оформляется досье поимпортной сделке – подборка документовдля контроля за обоснованностью оплатыимпортируемых по контракту товаров.Формирование досье производитсяуполномоченным банком либо его филиалом,выполняющим функции агента валютногоконтроля по контракту, на основаниикоторого оформлен паспорт.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5183256/page:30/

Как не нарушить валютное законодательство?

Основу валютного законодательства РФ составляет Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» №173−ФЗ от 10.12.

2003, который закрепляет принципы валютного регулирования и валютного контроля, основные понятия валютного законодательства РФ, определяет виды валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, состав органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля, права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Основные понятия в области внешней торговли, в частности, такие как экспорт, импорт товаров, внешняя торговля услугами закреплены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164−ФЗ от 08.12.2003. К актам валютного законодательства также относится Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами        и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроле за их проведением» №138−И от 04.06.2012. Она определяет порядок представления резидентами и нерезидентами    уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» посубъектно делит все валютные операции на операции между резидентами, между резидентами и нерезидентами и операции между нерезидентами.

Вместо используемого ранее общего принципа — «запрещено все, что не разрешено», в действующем законе «О валютном регулировании и валютном контроле» заложен диаметрально противоположный диспозитивный принцип — «разрешено все, что не запрещено».

По общему правилу, закрепленному в статье 6 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляется без ограничений.

Те ограничительные меры, которые были предусмотрены первоначальной редакцией закона, связанные с использованием специальных счетов и резервированием, на текущий момент утратили свою силу.

Действующая редакция закона сохранила лишь ряд требований к валютным операциям между резидентами и нерезидентами, которые состоят:

1)    в обязанности  резидентов по репатриации валютной выручки в сроки, предусмотренные внешнеторговым контрактом;

2)    характере проведения расчетов при осуществлении валютных операций;

3)    в обязанности резидентов по предоставлению документов при осуществлении валютных операций. Что касается репатриации валютной выручки, то согласно ст.

19 173−ФЗ экспортеры обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и валюты РФ, которая причитается им за переданные нерезидентам товары, оказанные услуги, выполненные работы.

Часть 2 статьи 19 содержит исчерпывающий перечень исключений, когда резиденты имеют право не зачислять на свои счета иностранную валюту и валюту РФ.

Следует отметить, что согласно ст.14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами резидентами через их счета в уполномоченных банках.

Исчерпывающий перечень операций, которые могут быть осуществлены юридическими лицами — резидентами, минуя счета в уполномоченных банках, приведен в пункте 2 статьи 14.

Так, например, юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличной
валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению; расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.

Инструкция Банка России №138−И, вступившая в силу с 01.10.

2012, существенно изменила ранее действовавший порядок заполнения и представления в уполномоченный банк документов валютного контроля, а также порядок проведения учета и контроля за валютными операциями со стороны уполномоченного банка.

Изменения в валютном законодательстве, произошедшие в 2012 году в основном касаются технологии валютного контроля, претерпели изменения перечень и сами формы документов валютного контроля.

В частности в действующей редакции подзаконного акта Банка России отсутствуют такие понятия как справка о поступлении валюты РФ и справка о расчетах через счета за рубежом, вместо данных документов используется единая обновленная форма справки о валютных операциях.

Кроме того, в инструкции появились такие документы, как корректирующая справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, которые представляются в случае изменения сведений, содержащихся в ранее принятых уполномоченным банком справках (за исключением изменения сведений о банке или резиденте). Корректирующие справки предоставляются в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения (датой оформления документа является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо при отсутствии этих дат — дата составления).

Изменился порядок оформления паспортов сделок.

В действующей редакции инструкции Банка России нашли официальное закрепление документы, на основании которых может быть оформлен паспорт сделки, в частности это: контракты, соглашения; предварительные договоры; предложения о заключении договоров (соглашений), содержащие все существенные условия договора (оферта, публичная оферта); проекты контрактов/кредитных договоров (соглашений). В случае оформления ПС по проекту контракта, не позднее 15 рабочих дней после даты подписания контракта необходимо представить его в Банк. При этом требование об оформлении ПС распространяется на сделки на сумму 50 тыс. долларов США и выше (либо эквивалент на дату подписания). Расширился перечень сделок, по которым требуется оформление паспорта сделки, помимо внешнеторговых и кредитных сделок, к ним добавились сделки на: продажу/приобретение и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории РФ (за пределами территории РФ) ГСМ (бункерного топлива), продовольствия, материально — технических запасов и иных товаров для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств (исключение — запасные части и оборудование); передачу недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга).

Паспорт сделки может быть оформлен как самим резидентом, так и его филиалом, в случае если филиалу предоставлено право на осуществление расчетов по контракту. Кроме того, в случае наличия договора заключенного с уполномоченным банком, паспорт сделки может заполнить сам уполномоченный банк на основании предоставленных ему резидентом документов.

https://www.youtube.com/watch?v=sVR8nVUKER0

Сроки оформление паспорта сделки также изменились.

Если раньше, паспорт сделки должен был быть представлен в уполномоченный банк не позднее дня совершения первой валютной операции по контракту или иного исполнения обязательств по нему, то сейчас сроки стали более оптимальными: в случае зачисления \ списания средств соответственно не поздней срока представления справки о валютных операциях (15 рабочих дней при зачислении и одновременно с расчетным документом при списании). При ввозе \ вывозе товаров в случае наличия требования о декларировании — соответственно не поздней дня подачи декларации, при отсутствии требования о декларирования — не поздней срока представления справки о подтверждающих документах.

На текущий момент паспорт сделки по внешнеторговому контракту состоит из одного листа. В случае если стороной по контракту является не один, а несколько резидентов, то сейчас все они находят отражение в паспорте сделки.

Претерпели изменения сроки переоформления паспорта сделки.

Если раньше, паспорт сделки должен был быть представлен для переоформления в уполномоченный банк не поздней очередной валютной операций по контракту или очередного срока предоставления справки о подтверждающих документах, то сейчас переоформление должно состояться не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов, которые содержат условия, влияющие на содержание паспорта сделки. При этом при изменении сведений о резиденте паспорт сделки подлежит переоформлению не позднее 30 рабочих дней после даты внесения изменений в Единый государственный реестр; в случае если в контракте содержатся условия о возможности его автоматической пролонгации — не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной в графе ПС «Дата завершения исполнения обязательств». В Банк представляется только заявление с указанием новой даты завершения исполнения обязательств по контракту/ договору. При реорганизации банка ПС (изменение наименования и/или организационно-правовой формы) переоформление ПС осуществляется банком самостоятельно.

Форма справки о подтверждающих документах изменилась. Появились дополнительные графы, ожидаемый срок, признак поставки, код страны грузоотправителях грузополучателя, расширился перечень кодов подтверждающих документов до 20.

Сроки предоставления справки о подтверждающих документах также претерпели изменения: не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера ТД или даты выпуска (условного выпуска) (наиболее поздней из этих дат) в случае таможенной декларации; не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы при отсутствии требования о декларировании; одновременно с заявлением на закрытие ПС (ПД без представления СПД) — по контрактам/договорам, обязательства по которым исполнены третьим лицом- резидентом или по иным основаниям. Виды подтверждающих документов также регламентированы Инструкцией 138−И. В целом, если подытожить изменения, касающиеся оформления и представления документов, помимо изменения форм документов валютного контроля, изменился порядок подписания документов валютного контроля; произошло изменение и унификация сроков предоставления документов валютного контроля; документы валютного контроля оформляются в одном оригинале, который после подписания выдается резиденту, копия документа помещается в досье валютного контроля; действующая инструкция содержит много частных ситуаций, которые раньше находили отражение в официальных разъяснениях Банка России.

Порядок предоставления документов валютного контроля приведен в приложении. За нарушение требований валютного законодательства предусмотрена гражданско­правовая, административная и уголовная ответственность. Применяемые к резидентам меры административного воздействия за нарушение требований валютного законодательства РФ установлены статьей 15.

25 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2011 №195−ФЗ.

Статистика нарушений показывает, что основные нарушения, допускаемые резидентами при осуществлении валютных операций, связаны с невыполнением требований по репатриации выручки в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, и несоблюдением установленных форм и сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченные банки.

Следует отметить, что при доказывании субъективной стороны административного правонарушения, связанного с несвоевременной репатриацией выручки, учитывают меры, предпринятые резидентом в целях исполнения возложенной на него обязанности.

К таким мерам на стадии заключения контракта относятся: 1) внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера; 2) применение таких форм расчетов по договору, которые исключают риск неисполнения контрагентом обязательств по договору.

Из трех форм расчетов, принятых в международной банковской практике, а именно банковский перевод, инкассо и документарный аккредитив, только аккредитив позволяет удовлетворять интересы как продавца, так и покупателя. Аккредитивная форма расчетов наиболее выгодна для российских экспортеров, так как представляет собой твердое и надежное обеспечение платежа.

Универсальным финансовым инструментом обеспечения исполнения обязательств по внешнеторговому контракту является банковская гарантия. В части независимого и документарного характера банковские гарантии имеют определенное сходство с аккредитивами.

Однако если аккредитивы используются для обеспечения получения экспортером платежей за поставленный товар, выполненные работы или оказанные услуги, гарантии предназначены, напротив, для защиты от риска неисполнения или несвоевременного исполнения контрактных обязательств.

Цель гарантии — быстрое и простое получение бенефициаром денежных средств от гаранта при нарушении принципалом контрактных условий обязательств. Банковская гарантия — хороший тон в бизнесе.

Выдавая гарантию, банк тщательно проверяет репутацию своего клиента, поэтому банковская гарантия помимо прочего выступает в качестве свидетельства финансовой устойчивости компании, ее способности выполнить свои обязательства.

Использование во внешнеторговом контракте аккредитивной формы расчетов, либо применение банковских гарантий платежа при предоставлении контрагенту отсрочки оплаты за поставленный товар, оказанные услуги, выполненные работы, значительно снижает риск нарушения требований валютного законодательства по своевременной репатриации выручки.

С целью снижения риска несоблюдения форм и сроков предоставления форм учета и отчетности в уполномоченные банки, нивелирования влияния так называемого человеческого фактора, следует четко определять ответственного за проведение валютных операций в компании, распределять функционал и ответственность между службами компании в случаи наличия сложной многофункциональной структуры.

Предварительное согласование условий внешнеторговых контрактов на стадии заключения с экспертами Центра поддержки экспорта, представителями уполномоченных банков позволят получить квалифицированную поддержку участникам внешнеэкономической деятельности и значительно сократить риск нарушения валютного законодательства на стадии реализации внешнеторговой сделки.

Источник: http://eurasianeconomic.org/export_support/2016/12/06/Kak-ne-narushit-valyutnoe-zakonodatelstvo.phtml

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.